Про один музей в Кольмаре — 4

Изенхеймский алтарь я знаю давно, мне даже думалось, что я про него писала, но почему-то текста не нашла.
И про Грюневальда-который-не-Грюневальд тоже знаю.
Алтарь мне категорически не нравится. Поэтому я про него ничего не скажу).
Скажу про разное, вокруг-алтарно-историчекое.

Про Матиаса кратко, для сведения:

Маттиас Грюневальд (Matthias Grünewald) (приблизительно с 1470 по 31 августа 1528 г.) был немецким ренессансным художником религиозных сюжетов (Renaissance painter of religious works), который проигнорировал классицизм эпохи Возрождения, чтобы продолжить стиль средневекового среднеевропейского искусства в XVI веке. Его имя также дается как Матис и его фамилия как Готарт или Нейтардт (Mathis and his surname as Gothart or Neithardt). Только десять картин, несколько из которых состоят из множества панелей и тридцать пять рисунков, сохранилось, все религиозные, хотя многие другие были потеряны в Балтийском море по пути в Швецию в качестве военной добычи.
Его репутация была затенена до конца девятнадцатого века, и многие из его картин были приписаны Альбрехту Дюреру, который теперь рассматривается как его стилистическая противоположность. Его самая большая и самая известная работа - Исаенхаймский алтарь, созданный с 1512 по 1516 год.
Существовала большая неопределенность в деталях его жизни. В 1938 году Уолтер Карл Зюльх опубликовал теорию о том, что Грюневальд и его партнер Нитхарт / Готардт были одним и тем же человеком; этот Nithart / Gothardt был художником, инженером и «художником по воде», родившимся в Вюрцбурге в 1460-х годах или, возможно, 1470-х годов и, возможно, погибшим в 1528 году. Эта теория в настоящее время в целом дискредитирована, хотя более поздние историки считают, что Nithart / Gothardt, возможно, Grünewald по деловым причинам.
Протестантский богослов Филипп Меланхтон - один из немногих современных писателей, который ссылается на Грюневальда, которого довольно озадачительно называют «умеренным» по стилю, по сравнению с Дюрером и Кранахом; какие картины основаны на этом суждении, является неопределенным. К концу века, когда император Священной Римской империи, Рудольф II, отправился на поиски как можно большего количества картин Дюрера, алтарь Исенхайма уже считался Дюрером.
В конце 19-го века он был вновь открыт и стал чем-то вроде культовой фигуры, с ярко выраженным экспрессионизмом и отсутствием какого-либо прямого классицизма - алтаря Исенхайма, привлекающего как немецких националистов, так и модернистов
.

Теперь про собственно Изенхейм.
Происхождения названия Issenheim (Isinheim, Isenheim, Isinhen) неизвестно.

"В 1135 году в архивах впервые упоминается имя Issenheim в форме Ysenheim. Со временем его написание претерпевает множество изменений: Isinheim в 1149 году, Isenheim с 1196 года, Isinhen в 1233 году ... до Issenheim, его нынешнего написания. Немецкое диалектное произношение Isena не оправдывает использование второго «s», которое орфографическое варварство навязывалось некоторое время назад. В течение нескольких столетий, кроме того, под австрийским, французским или немецким правлением это имя писалось Isenheim.
Точное происхождение имени неизвестно. В своих «Légendes du Florival» отец Браун (l'abbé Braun) видит в нем следы поклонения, ранее посвященные римлянами богине Исиде, то есть Исисхайм (Isis, c'est-à-dire Isisheim).
Фонетическая аналогия со словом Эйзен (Eisen, железо) кажется маловероятной. В непосредственной близости минерала такого типа не обнаружено. Этимологи скорее предпочитают префикс Iso, имя немецкого человека; а затем суффикс -хайм, что означает деревню. Деревня Iso короче (Le village d'Iso en somme)
." (г-перевод, как всегда)

Ничего старо-монументального там нет.

"Issenheim ранее была австрийским владением, принадлежавшим феодалам Hausen, которые перешли в Schauenburg в 15 веке. Последний во время войны с маркизом Баденом захватил трех братьев из этого дома и удерживал их в заключении в замке Иссенхайм.
В 1639 году это владение приобрел Жан-де-Розен, шведский полковник, которого сменил Цезарь Пфлюг, саксонский джентльмен. Король отдал его в 1659 году кардиналу Мазарини (cardinal de Mazarin).
Исенхайм был сожжен во время Тридцатилетней войны; в 1695 году было всего 12 домов и 50 жителей. В деревне было commanderie Антонитов, которое зависело от монастыря Фрайдеваль, недалеко от Бельфора, от Труа-Эписа и дома каноников, которые служили церкви Сент-Этьен из Страсбурга. Впоследствии этот монастырь был занят иезуитами, которые основали там новициат
."

Монастырь со всеми сокровищами и произведениями искусства сгорел, "рассеянный или разрушенный революцией и огнем 1831 года.
Дом Сен-Мишель, позже перестроенный на его месте сестрами божественного провидения Рибовилле, хранит крыльцо бывшего монастыря, одним из краеугольных камней которого является Сен-Антуан и другой Сент-Верон
".

Только я не поняла, при чем тут антониты в революцию, если туда пришли иезуиты? Или эти сестры - иезуитки? Или что?
Зато могу цинично предположить (в порядке бреда, ладно) автора древних картин :))

"Исенхайм долгое время жил благодаря текстильным фабрикам, которые создали много рабочих мест для жителей.
Это родная деревня Жоржа Спеца: промышленника, коллекционера и художника
".

"Жорж Спец - французский промышленник, писатель, композитор и живописец, родился в Иссенхайме (Эльзас) 31 мая 1844 года и умер в этом же городе 11 ноября 1914 года.
Отец Жоржа Спеца, Жан-Батист Спец, текстильный промышленник, управлял большой хлопковой фабрикой и механической ткацкой машиной, а также был мэром Issenheim. Жорж Спец, как известно, был великим эльзасским коллекционером
".

Это все, что может сообщить нам про "промышленника, коллекционера и художника" вики-фр, то есть дословно. Ну да, персонаж не 17 века, чай))).

Теперь про антонитов, чей был монастырь с алтарем.

Изенхаймский алтарь был создан Маттиасом Грюневальдом в начале 16 века для больницы и монастыря антонитов в Исенхайме. В работе содержится ряд ссылок на святого Антония и огонь святого Антония.

"Госпитальное братство святого Антония (фр. L'ordre hospitalier de Saint-Antoine), также антониты или антонианцы (Antonins), — религиозное братство, католический орден типа «госпиталиты[fr]» регулярных каноников во Франции, в Сент-Антуан-л’Аббеи для ухода за больными и защиты паломников, существовавший в 1089—1803 годы. Ещё в XVIII веке орден включал в себя много монастырей, особенно во Франции, но в 1774 году слился с мальтийцами. Одежда антонитов (антонианцев) была чёрной с тау-крестом из синей лазури (геральдической «финифти») на груди.
Богатый французский дворянин по имени Гастон, вымоливший выздоровление своего сына Герена де Валуара (Guérin de Valloire) от антонова огня перед мощами святого Антония в Ла-Мот-о-Буа (фр. La-Mothe-au-Bois; позднее Saint-Antoine-en-Viennois; ныне Сент-Антуан-л’Аббеи) в благодарность основал (1089) братскую благотворительную коммуну (фр. compagnie charitable des frères de l'aumône) для ухода за больными антоновым огнём.
В 1095 году на Клермонском соборе орден «Госпитальное братство святого Антония» был утверждён папой Урбаном II, с назначением Герена де Валуара первым гроссмейстером. Орден принял в 1218 году обет монашества и в 1298 году превращён Бонифацием VIII в братство по уставу блаженного Августина: гроссмейстер стал называться аббатом с местожительством в Сент-Антуан-л’Аббеи и был назначен генералом всех монастырей ордена.
Настоятели монастырей назывались комтурами, позднее прецепторами. Многочисленные пожертвования сделали их богатыми и доставили их ордену широкое распространение. Их прецептор в Лихтенберге был до Реформации канцлером Виттенбергского университета
".

По-английски антониты называются "The Hospital Brothers of St. Anthony, Order of St. Anthony or Canons Regular of St. Anthony of Vienne (Canonici Regulares Sancti Antonii, or CRSAnt), also Antonines".
Прежде, чем слиться с мальтийцами, они соседствовали с бенедиктинцами, которые и хранили чудесные реликвии. Потом от бенедектинцев отмежевались после конфликтов, в смысле отправили их в другой монастырь, без реликвий.

"Из-за успехов сообщества в Гап, Шамбери и Безансоне (Gap, Chambéry and Besançon) открылись больницы, а затем в Испании, Италии, Фландрии и Германии, где один из их первых монастырей и больниц был открыт в 1214 году в Меммингене. Конгрегация распространилась еще больше в течение 14-го века, в течение которого они также заботились о тех, кто страдает от Черной Смерти, и в разгаре, в 15 веке, обладали около 370 больниц. Конгрегация также произвела ряд выдающихся ученых и прелатов. Среди их привилегий была забота о больных в папском доме (caring for the sick of the papal household).
Их благотворная деятельность привлекала щедрые подарки и пожертвования, но их доходы значительно сократились после Реформации, а особенно когда связь была наконец установлена между огнем Св. Антония и грибом спорыньи, и частота случаев болезни резко упала. В 1616 году реформа была посвящена и частично осуществлена. В 1777 году конгрегация, чрезвычайно сокращенная, была канонически объединена с Рыцарями Мальты. Только небольшое количество домов оставалось открытым, и остатки ордена были окончательно подавлены во Французской революции и в последующие годы. Последние несколько немецких домов были распущены во время секуляризации 1803 года
".

Да, с сокровищами, возможно, в Изенхайме у антонитов было не так уж и хорошо.

Кроме антонитов-госпиталитов и мальтийцев-госпитальеров, есть еще антониане-марониты

"Антониане-марониты, полное название — Маронитский орден святого Антония Великого (лат. Ordo antonianorum maronitarum, OAM) — маронитский мужской католический монашеский орден понтификального права.
Орден антониан-маронитов основал архиепископ Алеппо и будущий антиохийский патриарх Габриэль II Блауза. 15 августа 1700 года он послал двух священников на холм Арамта, где находился старинный маронитский санктуарий в честь святого пророка Илии, чтобы там основать новый монастырь.
17 января 1740 года Римский папа Климент XIV издал бреве «Misericordiarum Pater», которым утвердил устав нового маронитского монашеского ордена на основе Правила святого Антония Великого.
На 2014 год в ордене действовало 34 монастыря с 175 монахами (из них — 145 священников)
".

Уточнение от вики-ит
"В дополнение к Ливану, маронитские антонианские монастыри присутствуют в Австралии, Бельгии, Канаде, Франции, Италии и Сирии. Общая штаб-квартира находится в монастыре Святого Роха в Декванехе, в Бейруте."

Немцы пишут странное
"На Востоке несколько католических религиозных общин называли себя «антонианцами» с XVII века. Их примером был отшельник Антониус Великий (около 251-350), здесь были упомянуты армянские атонианцы, халдейские антонисты, сирийские антонисты, эфиопские антонианцы и маронитские антонисты. Они были первоначально монашескими созерцательными и превратились в активный, не монашеский орден с торжественными обетами.
... Члены первого ордена были набраны из Ливанского маронитского ордена, основанного в 1695 году. Они являются одним из старейших католических религиозных орденов.
Монахи живут в общении в молитве, апостольствуют и воспитывают христианскую благотворительность. Они практикуют все формы экуменизма и межконфессионального диалога
."

Что значит - "одним из старейших католических религиозных орденов"???

Ну и на собственном сайте маронитов-антониан вычитала занятное.

"TAU - 19-я буква греческого алфавита. Это был признак греческого бога Аттиса, римского бога Митры и бога друидов Ху. Крест TAU был начертан на лбу каждого человека, допущенного в Мистерии Митры. Когда король был посвящен в египетские мистерии, ТАУ был приложен к его губам. В древнем Египте TAU представляло собой Священное открытие, или шлюз, или портал. Он также использовался для обозначения священных водоемов. Фактически, TAU был важным священным символом в древней египетской культуре и архитектуре. Когда священные ТАУ соединяются горизонтально, они представляют собой храм. В Древнем Египте были построены огромные колонны. Henges в Британии (Стоунхендж) - это Священные Тау, соединенные вместе, очень часто в круговом дизайне, чтобы образовать храм. Двойной TAU формирует «Дольмен», как и в Ирландии. Первая зарегистрированная иудео-христианская ссылка на ТАУ из Иезекииля 9: 4: «Пройдите в Иерусалим и отметьте ТАУ (обычно это переводится как «сделать отметку» или «отметьте крест», но в оригинальном тексте на иврите исполнение означает «обозначить тул или тав», то есть последнюю букву древнееврейского алфавита) на лбу тех, кто скорбит и оплакивает все отвратительные вещи, которые совершаются в нем »... ТАУ носили «Антониане», также известные как «Больничные братья святого Антония», религиозная община людей, основанная в 1095 году с целью заботы о тех, кто страдает от общей средневековой болезни огня Св. Антония (проказы (leprosy)). Очень часто, когда вы видите Святого Антония, изображенного в средневековом искусстве, TAU либо вышивается на его одежде, либо он держит трость в форме TAU. Разумно предположить, учитывая известность ТАУ в религиозной и культурной истории Древнего Египта, что ТАУ был священным символом самого Антония. TAU был написан по привычке к средневековому порядку антонианцев. Они были распущены как Орден Церкви в 16 веке, когда проказа (leprosy) больше не была проблемой. На Четвертом латеранском соборе 11 ноября 1215 года Папа Иннокентий III обратился к ТАУ и процитировал стих Иезекииля 9: 4 в отношении осквернения святых мест сарацинами: «ТАУ имеет ту же форму, что и Крест, на котором наш Господь был распят на Голгофе, и только те будут отмечены этим знаком и получат милосердие, которые унижали их плоть и приспособили свою жизнь к жизни Распятого Спасителя». В конце своей проповеди Иннокентий воскликнул: «БЫТЬ ЧЕМПИОНАМИ ТАУ (BE CHAMPIONS OF THE TAU)». Святой Франциск Ассизский присутствовал, и он, должно быть, принял это к сердцу, потому что это стало его священным символом. Перед Четвертым Латеранским Собором Святой Франциск мог видеть Тау на одеждах Антониан. Св. Бонавентура сказал: «Этот символ ТАУ имел все почитание и всю преданность святого (Франциска): он часто говорил об этом, чтобы рекомендовать его, и он проследил его на себе, прежде чем начинать каждое его действие» Франциск предпочел Тау прежде всех символов: он использовал его как свою единственную подпись для своих писем, и он нарисовал изображение его на стенах всех мест, в которых он оставался. Святой Франциск также протянул руки, чтобы показать своим монахам, что их одежда была также Крестом Тау. Он дал им указание не только позволить этому служить напоминанием, но и как активный символ для них, чтобы быть распятием в их жизни."

Без комментариев.

Походила все ж таки вокруг алтаря.


Ворона опять же


Плохо сохранившаяся древность в отличие от).

https://mudraya-ptica.livejournal.com/302543.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.