Новогодние каникулы на Балтике. Музей авиации Финляндии — военная авиация, 04.01.2018

Еще один день в Хельсинки я решил посвятить Музею авиации Финляндии (Suomen ilmailumuseo). Музей был открыт в 1972 году и первоначально располагался в подвале терминала столичного аэропорта, пока в 1981 году не переехал на новое место, где он находится и по сей день. Адрес музея: Vantaa, Karhumäentie 12. Добираться до него удобней всего на поезде до станции "Aviapolis", а от нее метров 200 пешком.

01. У входа на территорию музея нас встречает DC-3.
OH-LCD / Douglas DC-3 / Finnarir.


02. А уже у входа в сам музей стоит МиГ-21бис ВВС Финляндии. Кстати, последние МиГ-21 из состава своего воздушного флота Финляндия вывела в 1998 году, заменив их на американские F-18.
MG-135 / Микоян-Гуревич МиГ-21бис / Финляндия - ВВС.

Музейная экспозиция размещена в двух ангарах и разделена на военную и гражданскую части. И вот здесь нужно сказать пару слов о части военной, которой и посвящен данный пост. Дело в том, что с 1918 по 1945 год эмблемой ВВС Финляндии являлась синяя свастика на белом фоне, а в Кодексе об административных правонарушениях РФ есть статья за номером 20.3 - "Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены законом". Поэтому прошу прощения у своих читателей за плашки на фотографиях, эмблемы финских ВВС 1918-1945 годов вы здесь не увидите.

03. Caudron C.60 - французский учебно-тренировочный биплан, производившийся в 1920-1930-х годах. Финские ВВС закупили у Франции 30 таких машин. В дальнейшем еще 34 самолета были собраны по лицензии уже в Финляндии.
CA-84 / Caudron C.60 / Финляндия - ВВС.

04. Rutan Quickie (он же QAC Quickie) - одноместный самолет, созданный американским конструктором Бертом Рутаном. Прототип впервые поднялся в воздух в 1977 году. На данный момент произведено более 350 одноместных и более 2000 двухместных (Quickie Q2) самолетов.
OH-XQA / Rutan Quickie / Частное ВС.

05. IVL A.22 Hansa - собранная по лицензии финская копия немецкого гидросамолета Hansa-Brandenburg W.33. Оригинальный немецкий самолет был спроектирован в 1916 году и начал эксплуатироваться уже в 1918-м. Всего было построено 26 экземпляров. Финляндия закупила у Германии несколько таких машин, а в 1921 году наладила их производство. Первая финская копия поднялась в воздух в ноябре 1922 года. За период с 1922 по 1925 год было собрано 120 самолетов, а прослужили они до 1936 года.
IL-2 / IVL A.22 Hansa / Финляндия - ВВС.

06. VL Sääski - финский двухместный учебно-тренировочный биплан. Это первый серийный самолет, полностью спроектированный и построенный в Финляндии. Прототип под названием Sääski I совершил свой первый полет в 1928 году. Вслед за опытной версией конструкторы разработали улучшенный вариант самолета - Sääski II. Первоначально было построено 4 экземпляра для гражданских заказчиков и еще 10 экземпляров для военных. Хорошие отзывы о самолете побудили ВВС в 1930 году заказать еще 32 машины, причем последние 22 самолета получили крылья большего размаха и имели обозначение Sääski IIA. Эксплуатация Sääski II завершилась в 1943 году.
SÄ-122 / VL Sääski II / Финляндия - ВВС.

07. Letov Š.18 - чехословацкий двухместный учебно-тренировочный биплан. Совершил первый полет в 1925 году. Помимо базового варианта была создана версия Š.118, оборудованная двигателем Walter NZ-85 мощностью 85 л. с. (базовый Walter NZ-60 выдавал только 60 л. с.). Часть этих самолетов была экспортирована в Болгарию. ВВС Чехословакии использовали эти типы до 1930 года. Чуть позже появилась модификация Š.218, в которой деревянный каркас был заменен на металлический и был установлен двигатель Walter NZ-120 мощностью 120 л. с. В 1929 году на Международном авиашоу в Хельсинки самолетом заинтересовались финские военные, которые уже через год закупили десять таких машин. В середине 1930-х годов было налажено производство этого самолета по лицензии в Финляндии, где он оборудовался двигателем Bramo 14, выдающим 145 л. с. Всего было собрано 29 финских экземпляров.
SM-153 / Letov Š.218A Smolik / Финляндия - ВВС.

08. VL Tuisku - финский двухместный учебно-тренировочный биплан. Прототип совершил свой первый полет в 1934 году. Вместе с прототипом был собран 31 такой самолет в трех версиях: учебно-тренировочный, для морского патрулирования и самолет-разведчик. Данный тип выведен из состава воздушного флота ВВС Финляндии в 1949 году.
TU-178 / VL Tuisku II / Финляндия - ВВС.

09. VL Viima - финский двухместный учебно-тренировочный биплан. Первый прототип совершил свой первый полет в 1936 году, а через год в небо поднялся и второй. Всего было собрано 24 экземпляра. В 1939 году самолеты были приняты в состав ВВС Финляндии и эксплуатировались до 1960 года, после чего некоторые из них были проданы частным владельцам. Как минимум два из них летают и по сей день.
OH-VII / VL Viima / Частное ВС.

10. VL Pyry - финский учебно-боевой самолет. Прототип впервые поднялся в небо в 1939 году. Всего был собран 41 экземпляр. Серийные экземпляры были взяты на вооружение в 1941 году, а в 1962-м данный тип совершил свой последний полет.
PY-27 / VL Pyry II / Финляндия - ВВС.

11. Поликарпов И-16 - советский истребитель. Первый полет на прототипе был выполнен в 1933 году Валерием Чкаловым. Всего было собрано более 10000 самолетов, часть из которых поставлялась в Испанию, Монголию и Китай. В 1942 году самолет был выведен из состава воздушного флота ВВС РККА, а последние И-16 были сняты с вооружения ВВС Испании в 1953 году. В Финляндии же оказалось 7 трофейных машин, одна из которых и представлена в музее.
UT-1 / Поликарпов И-16 (УТИ-4) / Финляндия - ВВС.

12. Saab 91 Safir - шведский учебно-тренировочный самолет. Первый полет совершил в 1945 году. 323 самолета были выпущены в пяти версиях в 1946-1966 годах и применялись для обучения военных летчиков в Швеции, Норвегии, Финляндии, Тунисе и Эфиопии.
SF-9 / Saab 91D Safir / Финляндия - ВВС.

13. De Havilland Vampire - британский истребитель. Первый полет совершил в 1943 году. Состоял на вооружении Королевских ВВС в 1945-1955 годах. Было произведено около 4400 машин в более чем 30 модификациях. T.55 - учебно-тренировочный самолет, экспортная версия модификации DH.115 Vampire Trainer.
VT-9 / De Havilland T.55 Vampire / Финляндия - ВВС.

14. Модификация FB.52 - одноместный истребитель-бомбардировщик, экспортная версия FB.6.
VA-2 / De Havilland FB.52 Vampire / Финляндия - ВВС.

15. Saab 35 Draken - шведский сверхзвуковой истребитель. Первый полет совершил в 1955 году. Всего за период с 1955 по 1974 год была произведена 651 единица, служившая в ВВС Швеции, Финляндии, Дании и Австрии. Сами шведы отказались от этого истребителя в 1998 году, а последней сняла самолет с вооружения Австрия в 2005 году.
DK-206 / Saab 35BS Draken / Финляндия - ВВС.

16. Klemm L.25 - немецкий спортивный и учебно-тренировочный самолет. Первый полет совершил в 1928 году. Всего за период с 1929 по 1936 год было построено около 600 экземпляров. Самолет отличался своим маломощным двигателем - существовало множество моделей с силовыми установками мощностью от 20 до 94 л. с.
OH-KLA / Klemm L.25a / Частное ВС.

17. Поднимемся по трапу на балкон, чтобы получше рассмотреть воздушные суда, подвешенные под потолком.

18. На самом балконе представлена экспозиция моделей самолетов производства разных стран.

19. И про нас не забыли 🙂

20.

21.

22. Schneider DFS 108-14 SG-38 Schulgleiter - немецкий планер. Свой первый полет он совершил в 1938 году. Планер был спроектирован Национал-социалистическим авиакорпусом для первоначального обучения полетам. Поскольку тренировки на таких планерах проходили исключительно в одиночку, воздушное судно должно было быть простым в управлении, а также легко и быстро ремонтироваться. Планер сыграл решающую роль в подготовке пилотов Люфтваффе во время Второй мировой войны. Всего было собрано около 10000 экземпляров.
SG-1 / Schneider DFS 108-14 SG-38 Schulgleiter / Частное ВС.

23. Schneider Grunau 9 - немецкий планер. Первый полет совершил в 1929 году. Планер получил прозвище "Черепокол" (Schädelspalter) из-за наклонной стойки над пилотом, о которую он мог удариться головой при посадке. Было множество споров, действительно ли стойка опасна или же она является дополнительной защитой, однако ее ее все же решили убрать в SG-38, о котором я писал выше.
G-36 / Schneider Grunau 9 / Частное ВС.

24. Kassel 12 - немецкий планер, разработанный в 1920-х годах. Единственный финский Кассель был построен в 1935 году на аэродроме на острове Сантахамина неподалеку от Хельсинки. Поскольку в строительстве планера принимали участие 13 человек, то и на его борту решили вывести цифру 13.
б/н / Kassel 12A / Частное ВС.

25. Schneider Grunau Baby - немецкий планер. Первый полет совершил в 1931 году. Всего было собрано около 6000 штук в 20 странах мира. В 1932 году после крушения со смертельным исходом было решено провести переконструирование планера, результатом которого стала модификация Baby II, получившая аэродинамические тормоза. С версии Baby III планер обзавелся закрытой кабиной.
OH-BAA / Schneider Grunau Baby III / Частное ВС.

26. PIK-3 - финский планер. Его разработка началась в 1942 году, однако прототип впервые поднялся в небо только в 1950-м. Он проектировался как дешевое и легкое в сборке воздушное судно, чтобы поставляться в планерные клубы страны в качестве их стандартной одноместной машины. Всего было собрано 50 экземпляров.
OH-YKA / PIK-3A Kanttikolmonen / Частное ВС.

27. Adaridi AD 3 - самолет спроектированный живущим в Финляндии русским инженером Борисом Адариди. Первый полет совершил в 1924 году. Немецкий ас Эмиль Туй описал его летные качества как довольно посредственные, а мощность 12-сильного двигателя назвал недостаточной. Самолет никогда и не планировался как военный, это была скорее проба пера в строительстве воздушных судов. Единственный построенный экземпляр был приписан к истребительной эскадрилье на аэродроме Утти с 1924 по 1931 год. Летал он крайне редко, так как неопытные пилоты просто не могли оторвать самолет от земли.
б/н / Adaridi AD 3 / Финляндия - ВВС.

28. PIK-10 Moottoribaby - финский одноместный мотопланер, модифицированная версия немецкого Grunau Baby II. Единственный прототип эксплуатировался в 1949-1969 годах.
OH-PXA / PIK-10 Moottoribaby / Частное ВС.

29. Fibera KK-1e Utu - финский планер. Первый полет совершил в 1964 году. Всего было собрано 22 штуки. Планер так и не получил сертификат типа, а единственный экспортированный в США экземпляр был зарегистрирован Федеральным управлением гражданской авиации как "экспериментальный".
OH-368 / Fibera KK-1e Utu / Частное ВС.

30. Эти двигатель и часть фюзеляжа принадлежат построенному в 1943 году и отправленному в Финляндию Messerschmitt Bf.109G-6. В апреле того же года во время попытки взлета самолет выкатился за пределы полосы и получил серьезные повреждения крыльев и левой стойки шасси. К этому времени налет истребителя составлял всего 12 часов 40 минут. Восстановленный самолет вернулся в строй в июне 1944 года и был приписан к 28-й истребительной эскадрилье. В августе 1946 года во время тренировки воздушного боя цель, буксируемая другим самолетом, была повреждена пропеллером Bf.109 и перекрыла доступ воздуха к двигателю, что вызвало его перегрев. Самолет совершил жесткую посадку на море неподалеку от города Пори, пилот не пострадал. Сразу же после этого происшествия обломки подняли, но попытка отбуксировать их к берегу провалилась - самолет затонул снова. Истребитель был списан 10 сентября 1946 года с налетом 119 часов 5 минут. В конце 1980-х дайверами был обнаружен затонувший самолет, но подняли его только в 1999 году.
MT-208 / Messerschmitt Bf.109G-6 / Финляндия - ВВС.

31. Останки фюзеляжа британского истребителя Gloster Gamecock, собранного по лицензии в Финляндии. Самолет разбился в 1940 году во время тренировочного полета, пилот от полученных ран скончался в больнице. То, что вы видите на фото - единственная сохранившаяся (если конечно это слово применимо к обломкам) модификация Mk II.
GA-58 / Gloster Gamecock Mk II / Финляндия - ВВС.

32. Двигатель разбившегося трофейного советского фронтового бомбардировщика АНТ-40 СБ бис 2, носившего бортовой МТ-103. Во время Зимней войны Финляндия получила в качестве трофеев восемь таких машин, а уже во время Советско-финской войны 1941-1944 годов закупила еще 16 штук у Германии.

33. Ну а закончу я эту часть рассказа фотографиями "тренажера" в промежуточном зале музея.

34.

Впереди вас ждет рассказ о гражданской части экспозиции музея, так что не переключайтесь!

https://draimannax.livejournal.com/43590.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.