С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин

На Авентине мы сойдемся снова,
Словно сердце мы похоронили в нём,
И блаженное, бессмысленное слово
В первый раз произнесем.
(хожу-бормочу себе под нос)
Папа поправляет: "У Мандельштама было в Петербурге и не сердце, а солнце".
🙂

Мы спустились с Целия и пошли мимо огромнейшего цирка Массимо на Авентин. Мне кажется, что именно здесь лучше всего можно оценить масштаб Города. Величественные и малопонятные развалины Палатина, античный стадион...идешь... и не видать им края. Какой еще город может себе позволить, чтобы в самом его центре были такие необъятные пространства занятые непонятно чем​ зоной археологических раскопок ;).


Мы проходим мимо античных развалин и потихонечку взбираемся на авентинский холм, чтобы погрузиться в  средневековье... Да, опять мимо пиний :).

Я уже давно приметила этот чудесный фонтан, но вот досада - в этот раз он почему-то не работал. Состоит он из двух совершенно разных частей соединенных вместе только в 1930 х годах. Ванна - античная, маска выполнена в 1593 году Джакомо делла Порта совсем для другого фонтана. А вместе смотрятся, будто так и было задумано изначально.

Подходим к, пожалуй, самой моей любимой римской церкви - базилике св. Сабины, V в . Я о ней писала дважды (здесь и здесь). В XIX веке её очистили от всякого барокко поздних наслоений, так что мы можем любоваться настоящей раннесредневековой архитектурой и интерьером (ну почти ;))
Даже не могу объяснить, отчего мне в ней так хорошо. Наверное потому что внутри там тихо и гулко отзываются шаги; пустынно и почти нет праздных гуляющих, спокойно и как-то свободно дышится..ну и еще сама древность на меня действует - V век мой любимый цвет, мой любимый размер.. Очень умиротворяет меня эта базилика, так и хочется сказать: если что, ищите меня там.. :)))
Ну еще здесь есть много загадок разной степени разгаданности, что тоже будоражит воображение ;)... Если бы я была писателем как Дэн Браун, Умберто Эко и писала мистические детективы, то я обязательно поместила бы часть действия с ребусами именно сюда.
Почему-то в этот раз не сфотографировала вход, поэтому картинку возьму из прошлого поста. Парадного фасада у здания нет, вход  - это малоприметная дверь в малоинтересной стене. Пройти мимо - элементарно. Не проходите.

Церковь Санта Сабина и монастырь доминиканцев. Джузеппе Вази. 1756

Заходим внутрь, и видим классическую трехнефную базилику без трансепта. В апсиде была мозаика V века, но в 1559 году она была заменена фреской Таддео Цуккаро. Есть мнение, что фреска почти повторяет мозаику. Не знаю, мне так не кажется, разве кое-какие детали и может быть общая композиция. Что-то даже не захотелось ее близко рассматривать.
24 великолепные мраморные колонны II в. были взяты из античного храма Юноны, который стоял неподалеку. "Колоннады поддерживают аркады, а не архитравы, и это один из самых ранних примеров такого строительства в Риме. Новая стилистика. Пропорции базилики основаны на эллинистических принципах, описанных Витрувием. Например, высота колонн равна 9 ½ их диаметра, а пространство между ними равно 5 их диаметрам." (ссылка)

В апреле 1287 года в церкви состоялся конклав (выборы папы), который длился более 10 месяцев.
В это время в Риме бушевала чума (по некоторым данным малярия) и от эпидемии умерли 6 кардиналов. Остальные кардиналы решили прервать конклав и уйти из базилики (они здесь находились безвылазно), все кроме одного - Джироламо Маши. В феврале 1288 года кардиналы вернулись и единогласно проголосовали за него - на папский престол он взошел Николаем IV..

Окошки сделаны не из стекла, а вероятно из алебастра (по английски он назван селенитом - есть терминологическая разница - но в любом случае это прозрачный вариант гипса). И в третий раз я не могла удержаться и опять кинулась их фотографировать - они ведь все разные (щадя читателей покажу лишь малую толику улова)

Мозаика V века с надписью: "Когда Целестин был на апостольской вершине и сиял во всем мире как первый епископ, Петр, священник Города от народа Иллирии, основал эту [церковь], которой вы восхищаетесь, человек достойный имени во [второе] пришествие Христа, дававший пропитание бедным людям в [своем] доме, человек богатый по сравнению с бедными, но сам бедный, избегавший благ нынешней жизни, заслуживающий надежду на будущее" (перевод отсюда)
Взгляд притягивает изображением двух женщин....Кто же они? Может быть святая Сабина?

Нет. Та что слева олицетворяет христиан, крестившихся из язычников, она держит в руках Новый Завет.

Та что справа олицетворяет христиан, крестившихся из иудеев и держит в руках Ветхий Завет.

Кессонный потолок 1938 г. совсем новенький, но очень симпатичный, звездчатый.

Большие окна в апсиде, тоже новшество.

Мраморные инкрустации на стенах - V в., единственные, которые  сохранились в Риме. В немецкой википедии предположили, что на них изображены литургические предметы. По моему мнению, вероятнее всего это монстранция, разновидность дароносицы, внутри которой помещалась гостия (евхаристический хлеб). Сошлюсь на Б.А. Успенского - монстранция  "по-видимому, символизирует солнце", а "солярная символика связана с Христом." (Б. А. Успенский Солярно-лунная символика в облике русского храма).

Эээ, а вот это что? Внизу похоже на кропильницу, а вверху на зеркало. Зову знатоков, как вы думаете чтобы все это значило? А вот что нашла я:
-"«Speculum sine macula» — лат. незапятнанное (чистое) зеркало; олицетворяет Деву Марию как «Зеркало Праведности». так как Бог в Деве Марии отразился через точное свое подобие — Иисуса Христа, не повредив и не изменив самого зеркала. Также и Луна, поскольку она отражает свет Солнца, стала толковаться как символ Марии" (ссылка).
- в Доминиканской литании (молитва) XIII в. (считается, что она включает в себя более древние тексты). встретила интересный эпитет Девы Марии: "Святая Мария, зеркало Божественного созерцания, молись о нас". (сравни: "Она есть  чистое зеркало действия Божия и образ благости Его" (Премудрости Соломона, 7:26)

Таким образом, мне кажется, что на инкрустациях изображены монстранция (символизирующая Христа) и зеркало (символизирующее Богоматерь). Одновременно прослеживается и солярно-лунарная символика.
Жду ваши варианты 😉

Алтарная преграда - плутео IX в. В этот раз я его отсняла как следует

Красотища какая.

Вертеп-презепе

Выходим на улицу и идем в галерею портика (слева от входа если смотреть на церковь). На стене фреска , которую обнаружили сравнительно недавно - в 2010 году. Пишут, что ее писали византийские мастера в VII-VIII вв.  Изображены: Мадонна с Младенцем, свв. Петр, Павел, Сабина и Серапия - рабыня св.Сабины, которая обратила ее в христианство. В квадратных нимбах (значит еще живы) изображены два заказчика: архипресвитер Теодор и пресвитер Георгий - два папских посланника на VI вселенский собор 680 года в Константинополе. Про крайнюю правую фигуру пишут что это понтифик, какой не уточняют (Агафон?).

Далее в галерее портика справа - резные кипарисовые двери V века - одно из главных сокровищ Санта Сабины.
18 панелей со сценами из Ветхого и Нового Завета. Считается, что в сценах из Ветхого Завета заметно эллинистическое влияние, а в сценах из Нового - восточное.

Я постаралась немножко пофотографировать панели, надеялась недостающие потом взять в интеренете, но сайт с фотографиями которым я пользовалась в прошлый раз исчез :(.
Начну с самой известной панели - Распятие. Это одно из самых ранних изображений Распятия. Обычный прием , когда более значимая фигура изображается больше остальных. Все три фигуры находятся скорее в позе "оранта" (молитвенной), а не в позе распятых (несмотря на просматриваемые гвозди), руки не несут никакой тяжести и создается впечатление, что фигуры стоят (на земле?), а не висят.  Пишут, что, вероятно, древний автор сознательно создал эту двусмысленность- тогда все еще хорошо помнили, что казнь через распятие на кресте - это казнь позорная, поэтому и крестов здесь почти не видно. Есть еще весьма остроумная гипотеза, выдвинутая Nick Stavrinides, что здесь изображено не само Распятие, а сцена его изображающая, разыгранная у городских стен (тут получает объяснение кирпичная стена на Голгофе).
А может быть (из комментариев к прошлому посту, с этим согласна и немецкая википедия) кирпичная стена это просто указание на то, что Распятие происходило за границей городских стен.

Как например на Распятии Рогира ван дер Вейдена (XV в)
Фото Екатерины Смит.

Поклонение волхвов. Волхвы во "фригийских колпаках". Такие шапочки в античности прочно ассоциировались с Востоком, древностью, эзотерическим знанием. Во Фригии их носили служители культа Кибелы, в Риме - митраисты

Христос между апп. Петром и Павлом.

Исцеление слепого - Умножение хлебов и рыб - Свадьба в Кане Галилейской

Отречение ап.Петра. Петух очень часто изображался вместе с апостолом на античных саркофагах.

Жены мироносицы и Ангел. И тоже кирпичные стены, что говорит в пользу версии, что это указатель места "за стенами"

Иллюстрации к жизни Моисея. Внизу Моисей пасет овец на горе Хорив. Горящий куст видно? "И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает". (Исх.3:2)
Опять прошу помощи зала -  сверху Моисей что-то (что?) получает от Господа (не думаю, что это скрижаль). Обратите внимание, он это принимает покрытыми руками, так следовало принимать дары в Римской империи. Рядом, вероятно, его брат Аарон.

Исход евреев и переход через Красное море. (слушать - Let my people go)
Сверху: "И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом Израилевых, и был облаком и мраком [для одних] и освещал ночь [для других]," (Исх.14:19-20).
Ниже: "Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море." (Исх.15:4). В 1836 году реставратор, вероятно в насмешку, придал фараону черты лица Наполеона  (к тому времени он уже 15 лет как умер).
Внизу: "И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: если фараон скажет вам: сделайте чудо, то ты скажи Аарону: возьми жезл твой и брось пред фараоном — он сделается змеем. Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы. "(Исх.7:8-12)

Здесь тоже помогите-спасите-подскажите -  я вообще не нашла расшифровки этого сюжета. Написано: Сцена приветствия. Кого? кому? что это?

Пророк Илия возносится в огненной колеснице, а наблюдает за этим пророк Елисей

Какая странная рука, вам не кажется, а?.... "И следы в песке видали рыбаки. Шестипалой человеческой руки."

Папа у новогодней елки. Продолжение будет 😉

Папин отчет
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Вступление
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим часть 1.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 1, часть 2.
В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 1.

В Италию в январе. Немыслимый подарок к моему Д.Р. Рим. День 2, часть 3.

Мой отчет:
С папой в Италию в январе. Вступление.
С папой в Италию в январе. Рим, день первый. Базилики Сан Косма и Дамиано и Сан Марко
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Санти-Куаттро-Коронати.
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Сан-Клементе
С папой в Италию в январе. Рим, день второй. Форум и Палатин
С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Целий.

https://mrs-mcwinkie.livejournal.com/386074.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.