Северный символист

За культурную программу во время путешествия в Казань в нашей команде отвечала я, поэтому самым главным пунктом, не считая драматического и оперного театров, был музей Константина Васильева. Я повторяла снова и снова, что мы должны туда попасть, а моя подруга поначалу была настроена довольно спокойно, потому что ей работы художника были незнакомы. Первым делом я приобрела биографические книги, несколько открыток, взяла аудиогид, включила фотокамеру и... неужели я была там?!

Первые два зала были посвящены поискам Васильевым своего стиля, темы и направления в живописи - поискам чрезвычайно удачным и в сюрреализме, и в абстракционизме, и в графике. Мы живо обсуждали композиции, портреты композиторов и повторяющиеся в сюрреалистических полотнах детали и идеи. А в третьем зале мы  увидели самое удивительное - огромное полотно "Рождение Дуная", "Северного орла", "Лебедей", "У ворот", "Ожидание", "Русалку", "Свияжск" и автопортреты, на которых так горько и за такой короткий срок меняется облик художника.

Мы не спеша шли от картины к картине, слушая аудиогид, приближаясь и отходя, чтобы увидеть иначе, в другой конец зала. А потом присоединились к небольшой экскурсионной группе - хотели послушать про одну работу, и так всю экспозицию с ними и посмотрели. Это был замечательный рассказ специалиста, который любит свою работу и те картины, о которых рассказывает. Потом мы вернулись к "Человеку с филином" и "Вотану", чтобы обратиться к ним медленно и уже в тишине. Дослушали аудиогид. Посидели немного, не имея желания уходить из залов. А их всего-то было пять, и мы провели в них больше двух с половиной часов, а потом вышли на улицу, словно из другого мира вернулись - нехотя.

После музея мы стали искать дивный собор, купола которого видели издали. Русское барокко, сплошь лепные цветочные узоры по фасаду и внутреннему убранству, вид на казанские крыши и Волгу вдали, пробившееся сквозь облака солнце, мороз, румянящий щеки, ощущение сверхкрасоты и особенный душевный подъем - это было еще одно волшебство, удивительнейший момент, когда соединяется все самое прекрасное, что только можно вообразить.

О красоте Казани я расскажу позже, а пока - многое множество фотографий из галереи Константина Васильева. Я не знаю, какими вы найдете их в такого рода репродукциях (далеко не все снимки сколько-нибудь удачны), но мне захотелось показать разные грани таланта этого художника. И не таланта даже, а гения.

Свечи у него горят по-настоящему, травы стелются, звезды складываются в созвездия, молодые сосенки будто парят над травами, улетают лебеди, сплетаются реки, древние боги молча смотрят на горизонты нашего мира, богатыри и викинги пируют и поднимаются на битвы, девушки глядят вдаль в ожидании своих судеб, а то и грозно сами вершат их.

А когда я медленно, снизу вверх вела взгляд по картине "Человек с филином", я видела, как из пепла по-настоящему вылепляет, растет молодой заснеженный дубок, как переходит он в горящую свечу в руках предвечного и предвидящего грядущее старика, как пламя прямой линией переходит  в линию носа и лба, как смотрят тяжело и мудро голубые глаза, как еще дальше видят глаза филина, раскрывающего под бескрайним звездным простором свои крылья, чтобы взлететь. И это ли не гениально!

Автопортрет в возрасте 15 лет. 1957 г.

Автопортреты


(Репродукция из сети)

"У конюшни". Акварель. 1954 г.

Один из стилизованных портретов первой любви К. Васильева

Сюрреализм в творчестве К, Васильева

Абстрактный период в творчестве К. Васильева

Портреты художников. Экспромты

Античные боги. Экспромты

Портрет А.С. Пушкина

Серия портретов композиторов

"Северный орел"

"Рождение Дуная"

"Настасья Микулишна". 1968 г.

"Лебеди"

"У ворот"

"У колодца. На фоне часовни". 1973 г.

"Ожидание". Вариант I

"Ожидание". Варианты I и II

"Жница". Фрагмент

Портрет сестры Людмилы
Портрет Лены Асеевой

"Вотан"

Портрет Рихарда Вагнера
"Валькирия"

"Один"
"Фрейя"

"Зигфрид"

"Гибель викинга". Вариант I

"Плач Ярославны"

"Лесная готика"

Потрет сестры. Не окончен

"Сварог". Эскиз. 1968 г.
"Великан". Эскиз к работе. 1973 г.

Портрет маршала Жукова

"Прощание славянки". Фрагменты

"Огненный меч".
"Евпраксия". Эскиз

"Горят пожары"

"Человек с филином" ("Грядущее"). 1976 г.

Очень жаль. что нам не хватило времени съездить в дом-музей Васильева под Казанью, на станции Васильево - я проезжала ее на поезде и только проводила взглядом перрон. Часть картин, на военную тему, хранится в Новом Манеже, и есть еще один музей есть где-то в Москве. Как видите, для того, кто хочет увидеть больше, открывается замечательный простор.

https://yasnaya-luna.livejournal.com/1530717.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.